Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей

 - Дети, оставшиеся бес попечения родителей;

-  Дети, проживающие в малоимущих семьях;

-  Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-  Дети-инвалиды;

-  Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

-  Дети с отклонениями в поведении;

-  Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

-  Дети-жертвы насилия;

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

  • Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
  • Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
  • Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными и ориентациями);
  • Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

            Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

            - утомленный, сонный вид

            - санитарно-гигиеническая запущенность

            - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

            - неумеренный аппетит

            - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

            - привлечение внимания любым способом

            - чрезмерная потребность в ласке

            - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

            - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

            - трудности в обучении.

            В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

            - в боязливости ребенка

            - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

            - в сосании пальца, раскачивании

            - в боязни идти домой

            - в жестоком обращении с животными

            - в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  2. Жилищные и материальные условия.
  3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

- доброжелательная,

- неустойчивая,

- равнодушная,

- гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

- здоровье детей;

- развитие умственных способностей;

-  художественных способностей;

-  нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

- сверхопекающее;

- ровное, заботливое;

- равнодушное;

- подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

- систематическое;

- нерегулярное;

- полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

- положительное;

- равнодушное;

- негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

- систематическое;

- эпизодическое;

- отсутствие взаимодействия.

Понятие «неблагополучная» семья

Семья считается неблагополучной, если родители:

- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

- отрицательно влияют на их поведение;

- жестоко обращаются со своими детьми;

- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Взаимодействие с воспитателями возрастных групп является одним из значимых направлений деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает эффективность работы по раннему выявлению детей из социально-неблагополучных семей. В основном работа с педагогами по данному направлению проводится в индивидуальной форме, однако коллективные формы работы с педагогическим коллективом являются не менее результативными. Задача социального педагога - постоянно делиться имеющимися теоретическими знаниями, которые будут способствовать повышению правовой компетентности педагогов в работе с семьями своих воспитанников. Педагог будет готов к диалогу с родителями (законными представителями) по решению вопросов семейного неблагополучия в том случае, если он владеет определённым багажом знаний, опытом работы по данному направлению и работает в контакте со специалистами.  На сегодняшний день используются нетрадиционные формы проведения мероприятий с педагогами, что позволяет разнообразить его, обеспечить эмоциональный комфорт участникам, повысить их интерес и мотивацию.

В ходе проведения семинара-практикума по раннему выявлению педагоги из пассивных слушателей становятся активными участниками, имеющими возможность рассуждать, высказать своё мнение, провести самоанализ, обобщать и делать выводы по предложенной теме.  Главными результатами  подобного мероприятия можно назвать:

- повышение уровня  компетентности педагогов в вопросах по раннему выявлению;

- укрепление системы взаимодействия с педагогами на основе сотрудничества по решению вопросов семейного неблагополучия.

        Семья и ДОУ – два важных института социализации детей дошкольного возраста. На сегодняшний день педагоги принимают непосредственное участие в работе по устранению негативных факторов в жизни своих воспитанников, которые препятствуют полноценному становлению личности ребёнка.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie